Более 6500 заданий ОГЭ для тренировки с удобными подсказками и подробными пошаговыми решениями.
Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла паразита, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПАРАЗИТА |
А) проникает в тело промежуточного хозяина |
1) 1 |
Б) представляет собой личиночную стадию |
2) 2 |
В) является непосредственным результатом оплодотворения |
3) 3 |
Г) развивается в печени основного хозяина | |
Д) активно плавает в воде | |
E) имеет гермафродитную половую систему |
Каким номером на рисунке обозначена стадия жизненного цикла паразита, которая попадает в окончательного хозяина?
Под каким номером изображён орган, в котором находится центральный отдел слухового анализатора человека?
Под каким номером изображён орган человека, в котором находится периферический отдел зрительной сенсорной системы?
Таблица 1
Доля калорийности и питательных веществ при четырёхразовом питании
(от суточной нормы), %
Возраст, лет | Белки, г/кг | Жиры, г/кг | Углеводы, г | Энергетическая потребность, ккал |
7-10 | 2,3 | 1,7 | 330 | 2550 |
11-15 | 2,0 | 1,7 | 375 | 2900 |
16 и старше | 1,9 | 1 | 475 | 3100 |
Таблица 2
Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафе быстрого питания
Блюда | Белки, г | Жиры, г | Углеводы, г | Энергетическая ценность, ккал |
Борщ сибирский | 4 | 17 | 7 | 200 |
Рассольник | 5 | 13 | 17 | 206 |
Лапша куриная | 12 | 4 | 20 | 165 |
Плов с курицей | 14 | 18 | 36 | 360 |
Пельмени | 11 | 11 | 24 | 250 |
Сосиски (2 шт.) с гречневой кашей | 16 | 28 | 36 | 470 |
Сырники со сметаной | 24 | 24 | 50 | 540 |
Блинчики со сгущённым молоком | 11 | 21 | 74 | 547 |
Салат мясной | 6 | 23 | 10 | 285 |
Сельдь с яйцом и картофелем | 4 | 6 | 14 | 124 |
Морс клюквенный | 0 | 0 | 24 | 100 |
Сок яблочный | 0 | 0 | 29 | 84 |
Чай сладкий | 0 | 0 | 14 | 68 |
Фёдор, нападающий в футбольном клубе, после вечерней игры, во время которой он провёл на поле 80 минут, решил поужинать в ресторане быстрого питания.
Используя данные таблиц 1 и 2, выполните задания.
1) Рассчитайте энергозатраты спортсмена за 80 минут матча.
2) Составьте для Фёдора ужин (основное блюдо, салат и напиток) из предложенных блюд и напитков для того, чтобы компенсировать энергозатраты. При выборе учтите, что Фёдор предпочтёт из напитков апельсиновый сок. Укажите рекомендуемые блюда и калорийность обеда (которая не должна превышать энергозатраты).
3) Каким образом можно избежать избытка жиров и холестерина в пище? Назовите один из таких способов.
Пользуясь таблицей «Зависимость кислородной ёмкости крови млекопитающих от высоты над уровнем моря», ответьте на следующие вопросы.
Таблица
Зависимость кислородной ёмкости крови млекопитающих от высоты над уровнем моря
Вид | Расположение ареала (высота над уровнем моря) |
Количество эритроцитов в 1 мм3 крови, млн |
Содержание гемоглобина, % |
Горный баран-архар | 4-5 | 14 | 17,1 |
Овца домашняя в горах | 2,6 | 10 | 11,6 |
Овца домашняя на равнине | 0 | 9 | 10,3 |
Винторогий козёл | 2-3,5 | 26 | 17,1 |
Дагестанский тур | 2-4 | 14 | 12,4 |
Коза домашняя в горах | 2-3 | 20 | 12,5 |
Коза домашняя на равнине | 0 | 15 | 9,9 |
Собака домашняя | 4,5 | 8 | 20,6 |
Собака домашняя на равнине | 0 | 6 | 14,3 |
1) Для каких из перечисленных млекопитающих ареалы обитания распространяются до высоты 4,7 км?
2) Какая зависимость существует между высотой, на которой обитает животное, и количеством эритроцитов?
3) Какую функцию выполняет гемоглобин в организме млекопитающих?
УГЛЕВОДЫ
Углеводы — сахаристые или сахароподобные вещества. В клетках животных находится всего от 1 до 3% углеводов, тогда как в клетках растений их содержится до 90%.
Все углеводы подразделяют на две группы: моносахариды и полисахариды. К моносахаридам относят рибозу, глюкозу и фруктозу. По своим свойствам это бесцветные кристаллические вещества, сладкие на вкус, хорошо растворимы в воде. Полисахариды — высокомолекулярные полимеры, мономерами которых являются чаще всего молекулы глюкозы. К ним относят крахмал, гликоген, целлюлозу. В отличие от моносахаридов они несладкие и почти нерастворимы в воде.
В организме углеводы выполняют в основном строительную и энергетическую функции. Так, из целлюлозы состоит оболочка растительной клетки, полисахарид хитин входит в состав покровов членистоногих и оболочки клеток грибов.
Крахмал и гликоген в клетках откладываются в запас. Крахмал синтезируется в клетках растений, а гликоген — в клетках животных, в основном в печени и мышцах. Углеводы выполняют также энергетическую функцию, но при их окислении образуется в два раза меньше энергии, чем при окислении такого же количества жиров. Моносахариды, будучи менее энергоёмкими, быстрее расщепляются и легче усваиваются организмом, чем жиры. Поэтому клетки мозга, нуждающиеся постоянно в большом количестве энергии, используют в своей деятельности только энергию глюкозы.
Используя содержание текста «Углеводы» и знания из школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
1) Какой углевод выполняет в растительной клетке строительную функцию?
2) Какие структуры он образует?
3) В состав каких структур входит хитин?
Ученики изучали условия протекания фотосинтеза. Они поместили в два стакана с водой побеги водного растения элодеи, накрыли их воронками, на которые надели пробирки, заполненные водой. При фотосинтезе элодея выделяет пузырьки кислорода, который вытесняет из пробирки воду. Первый стакан поставили на ярко освещённый солнцем подоконник, а второй — под яркую электрическую лампу. Через некоторое время ребята обратили внимание, что количество вытесненной кислородом воды в двух пробирках одинаково.
Влияние какого условия на протекание фотосинтеза изучали ребята? Какой вывод можно сделать по итогам данного эксперимента?
Рассмотрите рисунок, на котором изображена океаническая рыба. В чём особенность строения её системы дыхания по сравнению с костными рыбами? Какое значение для рыб этого класса имеет установка в небольших океанариумах насосов для создания водного течения?
Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы опушки леса. Как изменится численность ежей и оленей, если в течение нескольких лет шло сокращение численности лисиц?
Для каждого примера определите соответствующий характер изменения:
1) увеличится 2) уменьшится 3) не изменится
Численность ежей | Численность оленей |
? | ? |