Банк заданий ЕГЭ политературе

Более 6500 заданий ЕГЭ для тренировки с удобными подсказками и подробными пошаговыми решениями.

Творчество Лермонтова№2 ЕГЭ

№40003

Лошади были уже заложены; колокольчик по временам звенел под дугою, и лакей уже два раза подходил к Печорину с докладом, что все готово, а Максим Максимыч еще не являлся. К счастию, Печорин был погружен в задумчивость, глядя на синие зубцы Кавказа, и кажется, вовсе не торопился в дорогу. Я подошел к нему.

- Если вы захотите еще немного подождать, - сказал я, - то будете иметь удовольствие увидаться с старым приятелем...

- Ах, точно! - быстро отвечал он, - мне вчера говорили: но где же он? - Я обернулся к площади и увидел Максима Максимыча, бегущего что было мочи... Через несколько минут он был уже возле нас; он едва мог дышать; пот градом катился с лица его; мокрые клочки седых волос, вырвавшись из-под шапки, приклеились ко лбу его; колени его дрожали... он хотел кинуться на шею Печорину, но тот довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул ему руку. Штабс-капитан на минуту остолбенел, но потом жадно схватил его руку обеими руками: он еще не мог говорить.

- Как я рад, дорогой Максим Максимыч. Ну, как вы поживаете? - сказал Печорин.

- А... ты?.. а вы? - пробормотал со слезами на глазах старик... - сколько лет... сколько дней... да куда это?..

- Еду в Персию - и дальше...

- Неужто сейчас?.. Да подождите, дражайший!.. Неужто сейчас расстанемся?.. Столько времени не видались...

- Мне пора, Максим Максимыч, - был ответ.

- Боже мой, боже мой! да куда это так спешите?.. Мне столько бы хотелось вам сказать... столько расспросить... Ну что? в отставке?.. как?.. что поделывали?..

- Скучал! - отвечал Печорин, улыбаясь.

- А помните наше житье-бытье в крепости? Славная страна для охоты!.. Ведь вы были страстный охотник стрелять... А Бэла?..

Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся...

- Да, помню! - сказал он, почти тотчас принужденно зевнув...

Максим Максимыч стал его упрашивать остаться с ним еще часа два.

- Мы славно пообедаем, - говорил он, - у меня есть два фазана; а кахетинское здесь прекрасное... разумеется, не то, что в Грузии, однако лучшего сорта... Мы поговорим... вы мне расскажете про свое житье в Петербурге... А?

- Право, мне нечего рассказывать, дорогой Максим Максимыч... Однако прощайте, мне пора... я спешу... Благодарю, что не забыли... - прибавил он, взяв его за руку.

Старик нахмурил брови... он был печален и сердит, хотя старался скрыть это.

- Забыть! - проворчал он, - я-то не забыл ничего... Ну, да бог с вами!.. Не так я думал с вами встретиться...

- Ну полно, полно! - сказал Печорин. обняв его дружески, - неужели я не тот же?.. Что делать?.. всякому своя дорога... Удастся ли еще встретиться, - бог знает!.. - Говоря это, он уже сидел в коляске, и ямщик уже начал подбирать вожжи.

- Постой, постой! - закричал вдруг Максим Максимыч, ухватясь за дверцы коляски, - совсем было/парт забыл... У меня остались ваши бумаги, Григорий Александрович... я их таскаю с собой... думал найти вас в Грузии, а вот где бог дал свидеться... Что мне с ними делать?..

- Что хотите! - отвечал Печорин. - Прощайте...

- Так вы в Персию?.. а когда вернетесь?.. - кричал вслед Максим Максимыч...

Коляска была уж далеко; но Печорин сделал знак рукой, который можно было перевести следующим образом: вряд ли! да и зачем?..

    (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»»)

Выполните ОДНО из заданий: 2.1 или 2.2 В бланк ответов № 2 запишите номер выбранного задания. Выберите другой фрагмент предложенного произведения и проанализируйте его в соответствии с заданием, формулируя прямой связный ответ (3–5 предложений).

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ выбранного фрагмента.

2.1 Выберите другой фрагмент романа с участием Максим Максимыча. Докажите, опираясь на анализ выбранного фрагмента, что Максиму Максимычу свойственны искренность и простота чувств.

2.2 Выберите другой фрагмент романа, в котором Максим Максимыч участвует в диалоге с другим(-и) персонажем (-ами). Докажите, что особенности речи Максим Максимыча, проявившиеся в выбранном фрагменте, важны для характеристики.

Творчество Гоголя№11 ЕГЭ

№38114

Выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений и укажите её номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ No 2. Напишите сочинение, раскрывая тему сочинения глубоко и многосторонне.

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). Не допускается обращение к произведениям со
спорной принадлежностью к художественной литературе. Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.

Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение грамотно и разборчиво, оно оценивается по критериям грамотности. Минимально необходимый объём сочинения – 200 слов (при меньшем
объёме за сочинение выставляется 0 баллов).

11.1 Разоблачение крепостнической системы в поэме Гоголя «Мертвые души».

11.2 Души «мертвые» и «живые» в поэме Гоголя.

11.3 Образ Чичикова – «рыцаря копейки».

11.4 Образ народа и Родины в поэме Гоголя «Мертвые души».

11.5 Почему легкомысленный хвастун Хлестаков не был разоблачён опытным городничим? (По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».)

11.6 Каким предстаёт мир чиновничества в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»?

11.7 Хлестаков и его слуга Осип в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

ФИПИ база
Большое сочинение№11 ЕГЭ

№36879

Выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений

(11.1–11.5) и укажите её номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ No 2.

Напишите сочинение, раскрывая тему сочинения глубоко и многосторонне.

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). Не допускается обращение к произведениям со спорной принадлежностью к художественной литературе.

Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.

Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).

Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения.

Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение грамотно и разборчиво, оно оценивается по критериям грамотности.

Минимально необходимый объём сочинения – 200 слов (при меньшем

объёме за сочинение выставляется 0 баллов).

 

1.  Почему, в нарушение хронологии, события, начинающие и заканчивающие роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», происходят в крепости?

2.  Можно ли утверждать, что, женившись на Пшеницыной, Обломов воплотил свой жизненный идеал? (По роману И. А. Гончарова «Обломов».)

3.  Почему главный герой романа М. А. Булгакова  — Мастер  — не называется в тексте по имени? (По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».)

4.  Творчество какого русского поэта второй половины XX века заинтересовало Вас и почему? (На примере произведений одного из поэтов: В. С. Высоцкого, Е. Евтушенко, А. Вознесенского.)

5.  Какие эпизоды романа Л. Н. Толстого «Война и мир», с Вашей точки зрения, представляют интерес для художника-⁠иллюстратора? (С опорой на текст произведения.)

Решу ЕГЭ
Лирика второй половины XX века№10 ЕГЭ

№36878

Оказывается, война

не завершается победой.

В ночах вдовы, солдатки бедной,

ночь напролет идёт она.

 

Лишь победитель победил,

а овдовевшая вдовеет,

и в ночь её морозно веет

одна из тысячи могил.

 

А побеждённый побеждён,

но отстрадал за пораженья,

восстановил он разрушенья,

и вновь – непобеждённый он.

 

Теперь ни валко и ни шатко

идут вперёд его дела.

Солдатская вдова, солдатка

второго мужа не нашла.

 

(Б.А. Слуцкий)

 

В БЛАНК ОТВЕТОВ No 2 запишите номер задания 10.

Выберите ОДНО опубликованное стихотворение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст, а также к произведениям со спорной принадлежностью к художественной литературе).

Сформулируйте прямой связный ответ в объёме 5–10 предложений:

1) ОБЯЗАТЕЛЬНО укажите название выбранного стихотворения и фамилию автора;

2)сопоставьте оба стихотворения в заданном направлении анализа, выявите сходство ИЛИ различие обоих произведений.

Ответ проиллюстрируйте текстами выбранного и предложенного стихотворений, привлекая каждый из них на уровне анализа.

Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.

Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

 

10. В каком из произведений русских или зарубежных поэтов отражена трагедия войны и в чём это произведение можно сопоставить со стихотворением Б.А. Слуцкого?

Решу ЕГЭ
Лирика второй половины XX века№5 ЕГЭ

№36877

Оказывается, война

не завершается победой.

В ночах вдовы, солдатки бедной,

ночь напролет идёт она.

 

Лишь победитель победил,

а овдовевшая вдовеет,

и в ночь её морозно веет

одна из тысячи могил.

 

А побеждённый побеждён,

но отстрадал за пораженья,

восстановил он разрушенья,

и вновь – непобеждённый он.

 

Теперь ни валко и ни шатко

идут вперёд его дела.

Солдатская вдова, солдатка

второго мужа не нашла.

 

(Б.А. Слуцкий)

Выберите ОДНО из заданий (9.1 или 9.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ No 2.

Дайте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений.

Ответ проиллюстрируйте текстом стихотворения, привлекая его на уровне анализа.

Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.

Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

 

9.1В чём заключается смысл авторского утверждения: «война не завершается победой»?

 

9.2 Как Б. Слуцкий изображает солдатку?

Решу ЕГЭ

Получите полный доступ
к курсам со скидкой до 30%!

  • Интерактивные видео-уроки
  • Практические семинары
  • Домашки с проверкой
  • Ежемесячные пробники
  • Чаты с преподавателями
  • Поддержка куратора
Лирика второй половины XX века№8 ЕГЭ

№36876

Оказывается, война

не завершается победой.

В ночах вдовы, солдатки бедной,

ночь напролет идёт она.

 

Лишь победитель победил,

а овдовевшая вдовеет,

и в ночь её морозно веет

одна из тысячи могил.

 

А побеждённый побеждён,

но отстрадал за пораженья,

восстановил он разрушенья,

и вновь – непобеждённый он.

 

Теперь ни валко и ни шатко

идут вперёд его дела.

Солдатская вдова, солдатка

второго мужа не нашла.

 

(Б.А. Слуцкий)

8. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных Б.А. Слуцким в стихотворении «Оказывается, война…».

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) метафора

2) эпитет

3) инверсия

4) сравнение

5) эпифора

6) неологизм

7) олицетворение     

Учеба.ру
Лирика второй половины XX века№8 ЕГЭ

№36875

Оказывается, война

не завершается победой.

В ночах вдовы, солдатки бедной,

ночь напролет идёт она.

 

Лишь победитель победил,

а овдовевшая вдовеет,

и в ночь её морозно веет

одна из тысячи могил.

 

А побеждённый побеждён,

но отстрадал за пораженья,

восстановил он разрушенья,

и вновь – непобеждённый он.

 

Теперь ни валко и ни шатко

идут вперёд его дела.

Солдатская вдова, солдатка

второго мужа не нашла.

 

(Б.А. Слуцкий)

 7. Как называется использованный в стихотворении тип композиции, связанный с образной и содержательной перекличкой первого и последнего четверостиший?

Решу ЕГЭ
Лирика второй половины XX века№6 ЕГЭ

№36874

Оказывается, война

не завершается победой.

В ночах вдовы, солдатки бедной,

ночь напролет идёт она.

 

Лишь победитель победил,

а овдовевшая вдовеет,

и в ночь её морозно веет

одна из тысячи могил.

 

А побеждённый побеждён,

но отстрадал за пораженья,

восстановил он разрушенья,

и вновь – непобеждённый он.

 

Теперь ни валко и ни шатко

идут вперёд его дела.

Солдатская вдова, солдатка

второго мужа не нашла.

 

(Б.А. Слуцкий)

6. Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два термина в порядке их следования в тексте без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

 

Стихотворение Б.Слуцкого относится к такому роду литературы, как ______________. В этом произведении поэт неоднократно использует __________, употребляя одинаковые или однокоренные слова.

Решу ЕГЭ
Творчество Ф. М. Достоевского№5 ЕГЭ

№36873

Раскольников молча поднял на него своё бледное и почти грустное лицо и ничего не ответил. И странною показалась Разумихину, рядом с этим тихим и грустным лицом, нескрываемая, навязчивая, раздражительная и невежливая язвительность Порфирия.

– Ну, брат, если действительно это серьёзно, то… Ты, конечно, прав, говоря, что это не ново и похоже на всё, что мы тысячу раз читали и слышали; но что действительно оригинально во всём этом, – и действительно принадлежит одному тебе, к моему ужасу, – это то, что всё-таки кровь по совести разрешаешь, и, извини меня, с таким фанатизмом даже… В этом, стало быть, и главная мысль твоей статьи заключается. Ведь это разрешение крови по совести, это… это, по-моему, страшнее, чем бы официальное разрешение кровь проливать, законное…

– Совершенно справедливо, страшнее-с, – отозвался Порфирий.

– Нет, ты как-нибудь да увлёкся! Тут ошибка. Я прочту… Ты увлёкся! Ты не можешь так думать… Прочту.

– В статье всего этого нет, там только намёки, – проговорил Раскольников.

– Так-с, так-с, – не сиделось Порфирию, – мне почти стало ясно теперь, как вы на преступление изволите смотреть-с, но… уж извините меня за мою назойливость (беспокою уж очень вас, самому совестно!) – видите ли-с: успокоили вы меня давеча очень-с насчёт ошибочных-то случаев смешения обоих разрядов, но… меня всё тут практические разные случаи опять беспокоят! Ну как иной какой-нибудь муж али юноша вообразит, что он Ликург… – будущий, разумеется, – да и давай устранять к тому все препятствия… Предстоит, дескать, далёкий поход, а в поход деньги нужны… и начнёт добывать себе для похода… знаете?

Заметов вдруг фыркнул из своего угла. Раскольников даже глаз на него не поднял.

– Я должен согласиться, – спокойно отвечал он, – что такие случаи действительно должны быть. Глупенькие и тщеславные особенно на эту удочку попадаются, молодёжь в особенности.

– Вот видите-с. Ну так как же-с?

– Да и так же, – усмехнулся Раскольников, – не я в этом виноват. Так есть и будет всегда. Вот он (он кивнул на Разумихина) говорил сейчас, что я кровь разрешаю. Так что же? Общество ведь слишком обеспечено ссылками, тюрьмами, судебными следователями, каторгами, – чего же беспокоиться? И ищите вора!..

– Ну, а коль сыщем?

– Туда ему и дорога.

– Вы-таки логичны. Ну-с, а насчёт его совести-то?

– Да какое вам до неё дело?

– Да так уж, по гуманности-с.

– У кого есть она, тот страдай, коль сознаёт ошибку. Это и наказание ему, – опричь каторги.

– Ну а действительно-то гениальные, – нахмурясь, спросил Разумихин, – вот те-то, которым резать-то право дано, те так уж и должны не страдать совсем, даже за кровь пролитую?

– Зачем тут слово: должны? Тут нет ни позволения, ни запрещения. Пусть страдает, если жаль жертву… Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди, мне кажется, должны ощущать на свете великую грусть, – прибавил он вдруг задумчиво, даже не в тон разговора.

 

(Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»)

В БЛАНК ОТВЕТОВ No 2 запишите номер задания 5.

Сопоставьте в ЗАДАННОМ НАПРАВЛЕНИИ АНАЛИЗА приведённый

фрагмент произведения (допустимо обращение и к другим эпизодам, если

это указано в формулировке задания) с указанным в задании

произведением. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос

в объёме 5–10 предложений.

Ответ проиллюстрируйте текстами обоих произведений, привлекая

каждый из них на уровне анализа. Не искажайте авторской позиции,

не допускайте фактических и логических ошибок.

Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте

ответы аккуратно и разборчиво.

 

5. Опираясь на приведённый фрагмент, сопоставьте героев из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» и Ф.М. Достоевского. В чём схожесть споров героев на социально-философские темы?

Решу ЕГЭ
Творчество Ф. М. Достоевского№4 ЕГЭ

№36872

Раскольников молча поднял на него своё бледное и почти грустное лицо и ничего не ответил. И странною показалась Разумихину, рядом с этим тихим и грустным лицом, нескрываемая, навязчивая, раздражительная и невежливая язвительность Порфирия.

– Ну, брат, если действительно это серьёзно, то… Ты, конечно, прав, говоря, что это не ново и похоже на всё, что мы тысячу раз читали и слышали; но что действительно оригинально во всём этом, – и действительно принадлежит одному тебе, к моему ужасу, – это то, что всё-таки кровь по совести разрешаешь, и, извини меня, с таким фанатизмом даже… В этом, стало быть, и главная мысль твоей статьи заключается. Ведь это разрешение крови по совести, это… это, по-моему, страшнее, чем бы официальное разрешение кровь проливать, законное…

– Совершенно справедливо, страшнее-с, – отозвался Порфирий.

– Нет, ты как-нибудь да увлёкся! Тут ошибка. Я прочту… Ты увлёкся! Ты не можешь так думать… Прочту.

– В статье всего этого нет, там только намёки, – проговорил Раскольников.

– Так-с, так-с, – не сиделось Порфирию, – мне почти стало ясно теперь, как вы на преступление изволите смотреть-с, но… уж извините меня за мою назойливость (беспокою уж очень вас, самому совестно!) – видите ли-с: успокоили вы меня давеча очень-с насчёт ошибочных-то случаев смешения обоих разрядов, но… меня всё тут практические разные случаи опять беспокоят! Ну как иной какой-нибудь муж али юноша вообразит, что он Ликург… – будущий, разумеется, – да и давай устранять к тому все препятствия… Предстоит, дескать, далёкий поход, а в поход деньги нужны… и начнёт добывать себе для похода… знаете?

Заметов вдруг фыркнул из своего угла. Раскольников даже глаз на него не поднял.

– Я должен согласиться, – спокойно отвечал он, – что такие случаи действительно должны быть. Глупенькие и тщеславные особенно на эту удочку попадаются, молодёжь в особенности.

– Вот видите-с. Ну так как же-с?

– Да и так же, – усмехнулся Раскольников, – не я в этом виноват. Так есть и будет всегда. Вот он (он кивнул на Разумихина) говорил сейчас, что я кровь разрешаю. Так что же? Общество ведь слишком обеспечено ссылками, тюрьмами, судебными следователями, каторгами, – чего же беспокоиться? И ищите вора!..

– Ну, а коль сыщем?

– Туда ему и дорога.

– Вы-таки логичны. Ну-с, а насчёт его совести-то?

– Да какое вам до неё дело?

– Да так уж, по гуманности-с.

– У кого есть она, тот страдай, коль сознаёт ошибку. Это и наказание ему, – опричь каторги.

– Ну а действительно-то гениальные, – нахмурясь, спросил Разумихин, – вот те-то, которым резать-то право дано, те так уж и должны не страдать совсем, даже за кровь пролитую?

– Зачем тут слово: должны? Тут нет ни позволения, ни запрещения. Пусть страдает, если жаль жертву… Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди, мне кажется, должны ощущать на свете великую грусть, – прибавил он вдруг задумчиво, даже не в тон разговора.

 

(Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»)

Выберите ОДНО из заданий 4.1 или 4.2.

 

Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений.

 

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.

Соблюдайте нормы литературной письменной речи.

 

4.1  В чём заключается идея «разрешения крови по совести», выдвинутая Раскольниковым?

4.2 Как речь героев характеризует их?

Решу ЕГЭ

Получите полный доступ
к курсам со скидкой до 30%!

  • Интерактивные видео-уроки
  • Практические семинары
  • Домашки с проверкой
  • Ежемесячные пробники
  • Чаты с преподавателями
  • Поддержка куратора
Номера ЕГЭ
Темы ЕГЭ