Более 6500 заданий ЕГЭ для тренировки с удобными подсказками и подробными пошаговыми решениями.
У дрозофилы гетерогаметным полом является мужской. При скрещивании самок с серым телом и нормальными щетинками и самцов, имеющих чёрное тело и раздвоенные щетинки, всё потомство оказалось единообразным по признакам цвета тела и формы щетинок. При скрещивании самки с чёрным телом и раздвоенными щетинками и самца с серым телом и нормальными щетинками в потомстве самки имели серое тело и нормальные щетинки, а самцы – серое тело и раздвоенные щетинки. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы, фенотипы и пол всех родителей и потомков. Поясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.
Генетический код (иРНК от 5′ к 3′ концу)
Правила пользования таблицей
Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда, второй — из верхнего горизонтального ряда и третий — из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.
Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5’ концу одной цепи соответствует 3’ конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5’ конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5’ к 3’ концу. Ген имеет кодирующую и некодирующую области. Кодирующая область гена, включающая старт-кодон и стоп-кодон, называется открытой рамкой считывания. Старт-кодон соответствует триплету, кодирующему аминокислоту мет. Фрагмент бактериального гена, содержащий полную открытую рамку считывания, имеет следующую последовательность нуклеотидов:
5’-ЦАТГАГЦААГГАТАЦАГАТТААГЦАТА-3’
3’-ГТАЦТЦГТТЦЦТАТГТЦТААТТЦГТАТ-5’
Определите траскрибируемую цепь ДНК, поясните свой выбор. Запишите открытую рамку считывания на иРНК и последовательность аминокислот в полипептидной цепи. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода. При написании последовательностей нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.
Помимо приматов, папиллярные линии на пальцах встречаются у коал, тогда как у других сумчатых животных они отсутствуют. Какая форма эволюции иллюстрируется данным примером. Ответ поясните. Какие особенности экологии приматов и коал могли привести к развитию папиллярных линий? Можно ли считать рудиментом наличие папиллярных линий у человека? Ответ поясните.
Гермафродитизм встречается у 90 % видов цветковых растений и только у 5 % животных. Какие организмы называются гермафродитами? Приведите два аргумента, почему среди растений данное явление встречается гораздо чаще. Каким образом растения избегают самоопыления? Назовите два механизма.
К какому классу органических веществ относится молекула, изображённая на рисунке? Какими веществами образованы части 1 и 2 представленной молекулы? Аргументируйте свои ответы. Приведите пример клеточной структуры, имеющей аналогичное строение.
Белок теплового шока hsp70 – один из основных белков у животных, которые синтезируются в ответ на повышение температуры окружающей среды. Учёные изучали количество образующихся белков теплового шока у двух близкородственных родов двукрылых насекомых, обитающих в разных условиях. Личинки вида Stratiomys singularior развиваются в прибрежной зоне озёр Крыма, температура которых летом может достигать 40 °С. Личинки Oxycera pardalina обитают в холодных родниковых водах (4–5 °С). Личинки двух видов содержались при средней температуре водоёмов их обычного проживания. Часть личинок подвергалась тепловому шоку с последующим периодом восстановления. По результатам учёные построили диаграмму.
До скобок указана температура содержания личинок, в скобках – температура теплового шока, после скобок – время на восстановление после теплового шока.
Какое сходство и различие наблюдаются в выработке белка hsp70 у исследованных видов двукрылых? Предположите, почему наблюдается такой результат.
Белок теплового шока hsp70 – один из основных белков у животных, которые синтезируются в ответ на повышение температуры окружающей среды. Учёные изучали количество образующихся белков теплового шока у двух близкородственных родов двукрылых насекомых, обитающих в разных условиях. Личинки вида Stratiomys singularior развиваются в прибрежной зоне озёр Крыма, температура которых летом может достигать 40 °С. Личинки Oxycera pardalina обитают в холодных родниковых водах (4–5 °С). Личинки двух видов содержались при средней температуре водоёмов их обычного проживания. Часть личинок подвергалась тепловому шоку с последующим периодом восстановления. По результатам учёные построили диаграмму.
До скобок указана температура содержания личинок, в скобках – температура теплового шока, после скобок – время на восстановление после теплового шока.
Сформулируйте две нулевые гипотезы* для данного исследования. Объясните, почему учёный использовал по 10 личинок для каждого опыта (всего 30 личинок каждого вида)?
* Нулевая гипотеза – принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
Проанализируйте диаграмму «Заболеваемость гриппом и количество вакцинированных».
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
Рассмотрите организмы, изображённые на рисунке. Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
Тип взаимоотношений |
Функциональная группа колибри |
Тип пищевой цепи |
__________(А) | __________(Б) | __________(В) |
Список элементов:
1) консумент 1-ого порядка
2) детритная
3) нейтрализм
4) редуцент
5) хищничество
6) консумент 2-ого порядка
7) пастбищная
8) симбиоз
Установите соответствие между характеристиками и формами естественного отбора: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ФОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА |
А) сохраняет особей с крайними проявлениями признака | 1) движущий |
Б) действует в стабильных условиях среды | 2) стабилизирующий |
В) приводит к смещению нормы реакции | 3) дизруптивный |
Г) обеспечивает полиморфизм в популяции | |
Д) способствует распространению фенотипа со средним значением признака | |
Е) лежит в основе дивергенции |