Более 6500 заданий ЕГЭ для тренировки с удобными подсказками и подробными пошаговыми решениями.
Семена некоторых растений, например, копытня европейского, имеют ариллоид (показан на рисунке цифрой 1). Это мясистый вырост, развивающийся из оболочки семязачатка и содержащий питательные вещества: масла, белки, крахмал. Известно, что запасные вещества ариллоида не расходуются на рост зародыша. Предположите, какую функцию выполняет ариллоид. Какая структура семени является гомологичной ариллоиду? Ответ обоснуйте. Какие структуры семени у разных растений могут содержать запас питательных веществ для развития проростка?
Установите соответствие между характером приспособления и направлением органической эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИСПОСОБЛЕНИЯ | НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ |
А) возникновение покровительственной окраски Б) возникновение редукции пальцев на ногах копытных В) возникновение полового размножения Г) возникновение шерсти млекопитающих Д) возникновение плотной кутикулы на листьях растений Е) возникновение сходства некоторых бабочек с листьями растений |
1) ароморфоз 2) идиоадаптация |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Установите соответствие между формами изоляции и её примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ИЗОЛЯЦИИ | ФОРМЫ ИЗОЛЯЦИИ |
А) мухи-пестрокрылки, откладывающие яйца на яблоне и боярышнике Б) растущие в Калифорнии сосны, у которых пыльца осыпается в феврале и апреле В) бурые медведи Канады и Финляндии Г) дымчатые леопарды, живущие в Индокитае и на острове Тайвань Д) полёвки Peromyscus maniculatus, живущие в лесу вдали от воды и по берегам озёр Е) дриада восьмилепестковая (растение тундры) из Норвегии и Альп |
1) географическая изоляция 2) экологическая изоляция |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Установите соответствие между характеристикой процесса и его видом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА | ВИД ПРОЦЕССА |
А) Происходит внутри вида Б) Результатом является образование новых таксонов В) Приводит к качественно новому уровню организации особей Г) Результатом является репродуктивная изоляция и видообразование Д) Начинается с дивергенции признаков у особей популяции |
1) микроэволюция 2) макроэволюция |
Установите соответствие между примерами естественного отбора и его формой: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ОТБОРА | ФОРМА ОТБОРА |
А) Появляются бактерии, устойчивые к антибиотикам Б) Сокращается число растений клёна с очень короткими и очень длинными крыльями семян В) На фоне закопчённых деревьев увеличивается количество тёмных бабочек Г) С похолоданием климата постепенно возникают животные с густым шёрстным покровом Д) Строение глаза приматов не изменяется тысячи лет |
1) движущий отбор 2) стабилизирующий отбор |
Установите соответствие между эволюционным фактором и особенностями его действия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ ДЕЙСТВИЯ ФАКТОРА | ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ФАКТОР |
А) один из источников эволюционного материала Б) представляет собой колебания численности популяций В) действие фактора направленно Г) обеспечивает селекцию генотипов Д) носит случайный характер Е) изменяет частоту аллелей в генофонде популяции |
1) популяционные волны 2) естественный отбор |
Выберите три верных ответа из шести.
Какие из указанных критериев являются критериями вида?
Установите последовательность, в которой предположительно, возникли перечисленные классы животных.
1) Многощетинковые кольчецы
2) Насекомые
3) Саркодовые
4) Сосальщики
5) Пресмыкающиеся
6) Хрящевые рыбы
Установите соответствие между додарвиновскими концепциями, положениями теории Дарвина и последарвиновскими концепциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИЙ | КОНЦЕПЦИИ |
А) Мир менялся благодаря катастрофам Б) Для организмов характерно стремление к прогрессу В) Органы должны упражняться, органы, которые не упражняются, атрофируются Г) В природе происходит отбор наиболее приспособленных организмов Д) Приспособленность организмов к среде обитания относительна Е) Мутационный процесс, комбинативная изменчивость — движущие силы эволюции |
1) додарвиновские концепции 2) положения концепции Дарвина 3) синтетическая теория эволюции |
Выберите три верных ответа из шести.
К достижениям, повлиявшим на развитие биотехнологии, относятся